Бакластов А.М. Проектирование, монтаж и эксплуатация теплоиспользующих установок. Страница 292

Отверстия, высверливаемые или вырезаемые в корпусе сосуда под штуцеры, смотровые люки, лазы и т. п., ослабляют прочность аппарата. По «Нормам расчета элементов паровых котлов на прочность», утвержденным Госгортехнадзором РСФСР в 1965 г., наибольший диаметр отверстий, которые можно проектировать в сосуде

без специальных укреплений, определяют по одной из следующих формул: при ф0>0,5

В теплообменных аппаратах нефтеперерабатывающей промышленности принято укреплять отверстия, если внутренний диаметр патрубка превышает 50 мм. Укрепления достигают или усиленным штуцером или накладками. Укрепляющие накладки могут быть внешними и внутренними (рис. 11-2). Диаметр накладки В не должен превышать двух диаметров отверстия, так как на большем расстоянии концентрация напряжений резко снижается и укрепляющее действие накладки становится ненужным.

11-3. РАСЧЕТ НА ПРОЧНОСТЬ КРЫШЕК И ДНИЩ

Форма крышек и днищ в теплообменных аппаратах бывает различной: сферической, эллиптической, конической или плоской. При прочих равных условиях наименьшую расчетную толщину имеют сферические (полушаровые) днища (рис. 11-3,а). Но они трудно штампуются целиком и поэтому их чаще изготовляют путем сварки штампованных сферических сегмента и секторов. Высокая стоимость изготовления ограничивает их применение.

Приводимая ниже расчетная формула (11-9) для определения толщины стенки днища дает значение б сферической крышки, которое меньше толщины стенки цилиндрической обечайки на то же рабочее давление. Однако с учетом ослаблений для штуцеров и лазов и технологии стыкования с кожухом толщину стенки сферических крышек выбирают обычно равной толщине стенки цилиндрической обечайки или превышающей ее.

Самыми распространенными являются эллиптические днища (рис. 11-3,6) с отбортовкой. Наиболее выгодны по прочности дниша, форма сечения которых образуется половиной эллипса с большой осью, равной диаметру сосуда D, и с малой осью, равной 2h, где h — высота выпуклой части днища. Изготовление применявшихся ранее коробовых днищ (рис. 11-3, в) запрещено ГОСТ 6533-53.