Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 15

Приемка конструкционного металла включает сертификатный контроль, взвешивание, внешний осмотр, проверку размеров. Кроме того, иногда производят дефектоскопию (ультразвуковую, гидравлические испытания и т. п.) и другие контрольные испытания.

Сертификатный контроль состоит в проверке данных документа на поступающий металл. При использовании металла для изготовления неответственных деталей проверяют только маркировку металла.

Взвешивание — операция чисто товароведческая и ее производят при приемке на хранение только дорогих и драгоценных металлов (золото, серебро, палладий, иридий, родий, серебряные припои, бе- риллиевая бронза и др.) •

В процессе внешнего осмотра устанавливают марку материала, выявляют видимые дефекты и проверяют размеры.

Качество проката регламентируется ГОСТ 19903—74 и 19904-74. К видимым дефектам относят различные механические повреждения, следы коррозии и поверхностные дефекты металлургического характера.

При приемке листового проката, предназначенного для ответственных деталей, проверяют только толщину (по краям), чтобы не допустить листы с чрезмерным отклонением по толщине. Размеры труб (наружный диаметр, овальность, толщину стенки) контролируют выборочно. Только для парогенераторов судовых атомных установок проверяют каждую трубу.

Дефектоскопию производят для выявления скрытых дефектов металлургического характера (наследственности), как правило, на прокатном заводе после термообработки.

Контрольные испытания (определение химического состава, механических характеристик) производят на заводе-изготовителе оборудования периодически, выборочно, а также в следующих случаях: при освоении нового металла; при выявлении дефектов в процессе производства; при утере маркировки (пересортица); при возникновении разногласий по данным сертификата.