Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 113

Детали остова современных двигателей легко деформируются, если недостаточно полно устранены остаточные напряжения (литейные, сварочное) или слишком велики усилия крепления и резания. Поэтому обработку, как правило, делят на черновую и чистовую,а иногда выделяют отдельным этапом отделку. Между черновым и чистовым этапами предусматривают термообработку для снятия остаточных напряжений.

Первой операцией обычно служит разметка: проверяют все размеры заготовки и наносят центровые риски, а также риски, определяющие границы припусков на обрабатываемых поверхностях. При крупносерийном производстве мелких двигателей высокая точность изготовления отливок и сварных заготовок позволяет устанавливать их на станки без проверки по разметочным рискам, используя в качестве установочных баз черные поверхности.

Обработке подвергают прежде всего основные базовые плоскости, а затем отверстия.

Для обработки плоскостей с большой протяженностью используют продольно-фрезерные станки. Весьма перспективным является применение продольно-фрезерных станков с ЧПУ, в том числе станков типа „обрабатывающий центр", что позволяет совместить все виды обработки, включая растачивание гнезд подшипников и сверление отверстий. Совмещение нескольких видов обработки уменьшает число установок детали и сокращает вспомогательное время, которое для крупных деталей составляет до 50% общего времени, а также повышает точность обработки.

При обработке рам малооборотных дизелей, а также других деталей большого размера все чаще используют комбинированные станки типа продольно-фрезерных, снабженные фрезерными, строгальными, расточными и шлифовальными суппортами. На подобных станках можно устанавливать детали габаритами 4 х 20x3 ми массой 150 т и более.