Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 41

Сочетание хромированных поршневых колец с хромированными цилиндрами не дало удовлетворительного результата. В связи с этим хромированные кольца применяются в паре с азотированными цилиндрами. В сильно форсированных дизелях поршневые кольца', покрытые пористым хромом, обнаруживают все же недостаточный ресурс. Лучший результат показали кольца, на которые в специально расточенные круговые канавки по наружному диаметру колец был нанесен дисульфид молибдена.

Электролитическое никелирование, так же как и хромирование, создает коррозионную стойкость и жаростойкость, повышает твердость и используется как декоративное покрытие. Оно используется и для восстановления изношенных деталей. Благодаря меньшей, чем у хромовых покрытий, твердости никелевые покрытия легче обрабатываются, однако они дороже и поэтому чаще применяются хромовые.

Фосфористо-никелевые покрытия обладают высокой коррозионной стойкостью в атмосферных условиях и водопроводной воде. Они меньше снижают усталостную прочность, чем хромовые и обычные никелевые.

При восстановлении шеек коленчатых валов и гильз цилиндров толщину слоя твердого никеля доводят до 0,75-1,25 мм.

Неметаллические покрытия. Наиболее распространены два способа нінесения покрытий: оксидирование и фосфатирование. Так как оба вида пленок отличаются высокой маслоаккумулирующей способностью, они применяются для защиты от коррозии и для ускорения приработки. Процесс приработки в трущихся парах должен быть облегчен и ускорен с тем, чтобы замедлить увеличение первоначального зазора и повысить ресурс сопряжения до появления предельно допустимого износа.

Оксидные пленки на стальных изделиях образуются, например, в результате действия высококонцентрированного раствора щелочи и азотнокислой соли натрия при температуре 140 С.