Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 83

3.5.2. Сварные, паяные и клеевые способы крепления

Закрепление труб сваркой плавлением или тепловой сваркой эффективно в тех случаях, когда к теплообменным аппаратам предъявляют повышенные і'ребования по надежности или когда толщина трубной решетки равна или меньше наружного диаметра закрепляемых труб.

В настоящее время широко используется электродуговая сварка не- плавящимся электродом в атмосфере аргона (реже азота, углекислый газ и др.).

Дня уменьшения сварочных деформаций трубной решетки малой толщины с большим числом соединений применяют соединение с кольцевыми разгрузочными канавками. Канавки располагают концентрично отверстию в трубной решетке на расстоянии одной толщины стенки трубы от края отверстия, а их глубина примерно равна удвоенной толщине стенки трубы (рис. 3.24, а). Недостатком такого конструкторско- технологического решения является увеличение затрат на механическую обработку трубных решеток. Кроме того, при получении канавок необт! ходимо увеличивать мостики между отверстиями трубной решетки^ что уменьшает компактность теплообменника.

В некоторых конструкциях теплообменных аппаратов сварку производят как самостоятельную технологическую операцию без специальной подготовки.

В ряде работ последних лет упоминается о применении сварки изнутри тр^бы стыковым (рис. 3.24, б ив) или проплавным (рис. 3.24, г) швом. Соединения со стыковым швом имеют повышенную работоспособность, но требуют сложной дополнительной механической обработки трубной решетки, повышенной точности при сборке труб с трубными решетками под сварку и сохранения исходных размеров в процессе сварки неизменными. Более дешевыми и простыми следует считать соединения с проплавными швами. Их преимущество состоит в возможности закрепления труб в двойных трубных решетках, а также в создании в одном соединении нескольких сварных поясов.