Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 88

Первые две причины определяют наиболее уязвимую зону с наибольшей вероятностью появления повреждения, а именно: соединение трубы с трубной решеткой.

В соответствии с ГОСТ 27.002—83 резервирование — метод обеспечения заданного уровня надежности путем применения дополнительных средств и (или) возможностей с целью сохранения работоспособного состояния объекта при отказе одного или нескольких его элементов.

В судовом машиностроении применяют конструкторское и технологическое резервирование. Конструкторское резервирование может быть структурным, когда на судне размещают дополнительные теплообменники, и параметрическим, заключающимся в повышении производительности имеющегося оборудования. Однако, как показал опыт эксплуатации, конструкторское резервирование малоэффективно и экономически невыгодно. Наиболее целесообразным является технологическое резервирование — обеспечение заданного уровня надежности посредством применения дополнительных технологических приёмов. Примером такого резервирования может служить использование в одном соединении трубы с трубной решеткой нескольких поясов закрепления, выполненных различными способами.

Дия соединения любого типа, как уже было рассмотрено, необходим технологический зазор в пределах десятых долей миллиметра меЖду наружной поверхностью трубы и поверхностью отверстия трубной решетки. Эти зазоры служат для установки закрепляемого конца трубы в отверстие трубной решетки. Однако известно, что качественная арго- нодуговая сварка практически невозможна, если между поверхностями трубы и отверстия имеются зазоры. Следовательно надежное соединение может быть получено только при обязательном использовании пояса закрепления, получаемого деформированием конца трубы в отверстии трубной решетки, так как только деформирование исключает технологические зазоры вдоль всего соединения. Кроме того, наличие этих зазоров может привести к тому, что во время эксплуатации агрессивные среды вызовут ускоренный износ корня сварного шва.