Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 119

Геометрическая связь поверхностей проверяется на контрольной плите индикаторами, передвигаемыми вдоль контролируемых поверхностей. При проверке параллельности оси подшипников плоскостями крепления блоков картер устанавливают на плиту поочередно этими плоскостями.

Требуется строгая прямолинейность плоскостей разъема с нижним картером, плоскостей опорных лап и плоскостей крепления блоков;

зазор при проверке щупом на плите или линеикои не должен превышать 0,03 мм

На размеры назначают следующие допуски: на гнезда под вкладыши коренных подшипников — #6; на отверстия под подшипники зубчатой передачи и под валики для вспомогательных механизмов — #7; на размер b между замками —Hl, на соответствующий размер на подвесках подшипников — кб.

Требования к шероховатости поверхностей показаны на рис. 4.8.

Обработка верхнего картера, отлитого из специального силумина АЛ4, включает три стадии: черновую, чистовую и отделочную. Черновую обработку поверхностей производят в литейном цехе на участке нулевых операций. Там же заготовки подвергают закалке при 535 tC, гидравлическому испытанию давлением 0,2 МПа в течение 3-5 мин, бакелити- рованию и искусственному старению при 175 °С. Последний нагрев служит одновременно и для сушки покрытых бакелитом поверхностей заготовки, оставляемых без механической обработки.

Для обработки основных плоскостей используют продольно-фрезерные или агрегатные станки с установкой шпинделей 1 под нужным углом при фрезеровании наклонных плоскостей (рис. 4.9,а). Центральный фрезерный шпиндель 2 идет позади наклонных шпинделей 1.

ДлЯ окончательной отделки плоскостей применяют метод тонкого фрезерования одно- или двухрезцовой головкой на быстроходных продольно-фрезерных станках Плоскости чугунных или стальных сварных картеров небольших размеров отделывают на продольно-шлифовальных станках