Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 32

Азотирование широко применяется для втулок дизельных цилиндров, зубчатых колес, коленчатых валов, измерительных инструментов и других деталей. Для антикоррозионного азотирования достаточен слой глубиной 0,05-0,1 мм.

2.4. цианирование

Процесс заключается в насыщении стали одновременно углеродом и азотом. Последующая закалка придает поверхностному слою высокую твердость порядка HRC 60. Процесс используется обычно для получения сравнительно тонкого твердого слоя (0,15—0,35 мм). Цианирование применяется жидкое и газовое. Газовое цианирование называют нитро- цементацией.

При жидком цианировании детали нагревают в ванне с расплавленными солями, например цианистым натрием (NaCN), углекислым натрием (Na2CO3) и поваренной солью (NaCl) при температуре 820—860 С. Длительность нагрева 30—90 мин. Выделяющиеся атомарные углерод и азот диффундируют в сталь. В планированном слое содержится 0,6-0,7% С и 0,8-1,2% N. Азот образует нитриды. Для получения слоя большей толщины (0,5—1,5 мм) применяют высокотемпературное, или глубокое, цианирование в ванне при температуре 930—960 С со временем выдержки 2—6 ч.

К преимуществам цианирования относятся кратковременность нагрева и возможность использования обычных углеродистых и низко- лигированных сталей, к недостаткам жидкого цианирования — ядовитость NaCN и его паров, необходимость специальных мероприятий по технике безопасности и высокая стоимость.

При газовом цианировании детали нагревают в смеси газов, например 50 % метана и 50 % аммиака, при температуре 800—850 С в течение 2—8 ч. Газовое цианирование по сравнению с жидким более безопасно, но требует более сложного оборудования. Для получения слоя 0,5—0,8 мм температуру и длительность нагрева увеличивают.