Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 44

На всех теплоходах и газоходах транспортного и рыбопромыслового флотов для бытовых и вспомогательных нужд применяют водотрубные парогенераторы и утилизационные котлы, работающие на отработавших газах главных машин. На рыбопромысловых судах в парогенераторах получают также горячую воду и пар для технологических целей.

Толщина металла существенно влияет на режим гибочных операций, конструкцию разделки швов, выбор способа и параметров сварки и многие другие факторы технологического характера. Коллекторы парогенераторов, корпуса теплообменных аппаратов и сосуды, работающие под давлением, изготовляют из листового проката толщиной 4-80 мм; часть узлов и деталей (обшивки, каркасы, опоры и т. п.) - из листового проката толщиной до 4 мм.

Дня поверхностей нагрева и охлаждения применяют тонкостенные трубы, а для необогреваемых (циркуляционных) — толстостенные. Кроме того, толстостенные трубы используются для коллекторов и камер.

Сосуды, работающие под давлением, и трубные теплопередающие поверхности изготовляют только из качественных низкоуглеродистых сталей (типа 22К, сталь 10) и низколегированных сталей перлитного класса (типа 24Г2, 12Х1МФ).

Высоколегированные стали и цветные металлы в корпусах тепло- обменных аппаратов начинают заменять двухслойными сталями. В ближайшие годы будет применяться термохромированный и алюминиро- ванный трубный прокат.

В современном судовом парогенераторостроении основными операциями являются гибка, штамповка и сварка. Все неразъемные соединения получают совершенными методами электросварки (аргоно- дуговой, злектрошлаковой и др.). Большинство сварных изделий подвергают термической обработке (отжиг, отпуск), обеспечивающей сохранение исходной структуры и механических свойств металла.