Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 40

Подшипники из бронзы или серебра отличаются высокими прочностью и теплопроводностью, но недостаточной маслоудерживающей способностью. Для таких подшипников применяют свинцовые покрытия толщиной более 0,1 мм. Они служат не только для приработки, но и во время нормальной работы. Наряду с хорошей смачиваемостью и стойкостью против заедания такие покрытия сообщают подшипникам пластичность и податливость при вдавливании посторонних твердых частиц.

Электролитическое хромирование повышает коррозионную стойкость, жаростойкость и твердость поверхности до HB 1000, а также служит для декоративных целей. Широко применяется хромирование при ремонте для восстановления изношенных деталей. При этом толщина хрома может уже достигать нескольких десятых миллиметра.

В зависимости от режима хромирования получаются три вида хромовых покрытий: молочные, блестящие и матовые.

Хромовое покрытие благодаря своей твердости повышает износостойкость металла, однако применительно к труїііймся парам оно оказалось неблагоприятным, так как гладкие покрытые хромом поверхности плохо смачиваются маслом. Для устранения этого недостатка применяют пористое хромирование. На первом этапе в течение 4—6 ч ведут обычное хромирование, причем изделие служит катодом. В электролитическом слое хрома в процессе осаждения возникают значительные напряжения, способствующие в дальнейшем образованию микротрещин и пор. На втором этапе слой дехромируют в течение 10—15 мин путем анодного травления, изделие уже является анодом. Таким образом поверхность хрома превращается в пористую. Благодаря порам и канальцам достигается хорошая смачиваемость. Толщина слоя у готовых деталей после окончательной механической обработки составляет 0,2—0,25 мм, у крупных деталей—до 0,5 мм. Глубийа пористости 0,05—0,1 мм, у поршневых колец — 0,03—0,05 мм. '