Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 25
Испытание на окалиностойкость производят на специальном образце стандартных размеров. Образцы помещают в печь в определенную газовую среду при заданной температуре и периодически взвешивают. Окалиностойкость оценивают по потере массы за определенный период времени.
где К — потеря массы, кг/м2 • год; у - плотность металла, кг/м3.
Критерием окалиностойкости является скорость коррозии, под которой понимают проникновение коррозии в глубину металла. Скорость коррозии П, мм/год, подсчитывают по формуле
Окалиностойкость оценивают по девятибалльной стандартной шкале:
Заготовки поковок для роторов турбин, валов, валопроводов и т. п. могут иметь металлургическую наследственность в виде скоплений серы и фосфора (ликвация, сегрегация). Выявить такие дефекты можно способом Баумана, сущность которого состоит в получении отпечатка (включения серы), снятого с поверхности шлифа. На испытываемом сечении поковки делают шлиф, к которому прикладывают бромосеребряную бумагу, смоченную 5 %-м раствором серной кислоты. Включения серы вступают во взаимодействие с серной кислотой, в результате чего образуется сероводород:
Образовавшийся сероводород переводит бромистое серебро в сернистое, дающее на бумаге отпечатки в виде темных пятен и линий:
О степени загрязнения судят по интенсивности пятен. Способ Баумана не является стандартным. К недостаткам способа относится то, что он не является количественным.
Кроме описанных в судовом машиностроении применяют и другие испытания, часть которых производится по правилам, регламентированным стандартами:
При обработке металлов образуются и выделяются пыль, газообразные окислы и другие вредные вещества. Взвешенные и газообразные частицы металлов и их соединений, попадающие в атмосферу и воду, называют антропогенными выбросами. Выбросы могут быть загрязняющие, раздражающие, токсичные.