Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 245

При снижении частоты вращения ротора в какой-то момент частоты его вращения и собственных колебаний свободной опоры совпадут; амплитуда колебаний этой опоры окажется наибольшей.

При повторном аналогичном пуске зажимается другая опора и замеряется резонансная амплитуда колебаний другого конца ротора. Значения амплитуд колебаний каждой опоры тщательно замеряют. По результатам первых пусков решают, с какого конца ротора начинать уравновешивание. Обычно начинают с того конца, который имеет большую амплитуду колебаний.

Дальнейшая операция определения угла дисбаланса производится методом обхода массой пробного груза. Масса пробного груза в общем случае может быть выбрана произвольно. Рекомендуется для приблизительной оценки пользоваться соотношением /я»= (100-S-600) Vr (Л) ~ амплитуда колебания свободной опоры при резонансной частоте вращения; г — радиус, на котором укрепляется масса пробного груза на балансируемом роторе).

После установки корректирующих грузов на штатные места определяют остаточный дисбаланс. Для этой цели выбирают массу контрольного груза или из технических условий на балансировку, или равную удвоенному допускаемому дисбалансу. Контрольный груз устанавливают поочередно сначала в одной плоскости расположения корректирующих грузов, затем в другой (в каждой в нескольких, например восьми, точках). При каждом положении контрольного груза ротор разгоняется до частоты вращения выше резонансной на 20—30 %, после чего свободно вращается с обеими освобожденными опорами. При резонансной частоте вращения замеряется амплитуда колебаний каждой опоры.

Остаточный дисбаланс ротора

где к — дисбаланс, вызванный контрольным грузом; п — отношение наименьшей амплитуды колебаний опоры с контрольным грузом к амплит- де колебаний опоры без груза при обеих освобожденных от стопоров опорах.