Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 140

Более высокие механические свойства и повышенную термостойкость (примерно одинаковую с термостойкостью чугунных колец) имеют поршневые кольца из стали 4Х5МФ1С-Ш. Использование этой весьма дорогостоящей стали исключает поломку колец.

Заготовкой для стальных поршневых колец служит лента, которая после навивки в виде спирали разрезается на отдельные круглые заготовки.

Верхнее поршневое кольцо, а также все стальные кольца должны обязательно иметь износостойкие покрытия. Целесообразно также применять- покрытия для маслосъемных колец. Износостойкое пок- рЪпие наносится на цилиндрическую рабочую поверхность поршневых колец и обеспечивает значительное повышение их ресурса и длительности работы дизеля до переборки.

Широкое распространение получило пористое хромирование (гальваническое) толщиной 0,10-0,15 мм, причем глубина пор, служащих для удержания смазки, составляет примерно 0,03—0,04 мм. Пористое хромирование поршневых колец не только увеличивает длительность их работы в два и более раза, но также существенно уменьшает износ рабочей поверхности цилиндрических втулок. Следует отметить, что высокая твердость покрытия (HV 800 и выше) ухудшает приработку колец.

Находят применение также молибденовые, сталь-молибденовые, металлокерамические, керамические и другие покрытия, наносимые путем плазменного напыления или лазерной наплавки, что обеспечивает пористость структуры такого износостойкого слоя на всю его глубину. Более высокая прочность сцепления покрытия с основным материалом, особенно при использовании лазерной наплавки, позволяет увеличить толщину износостойкого слоя до 0,5 MM и более, При этом ресурс поршневых колец приближается к ресурсу цилиндровых втулок. Для лучшей приработки колец применяют фосфатирование, лужение, свинцевание и оксидирование рабочих поверхностей.