Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 203

Производительность труда при сборке повышают в основном за счет использования механизированного ручного инструмента (гайковертов, шлифовальных машинок и т. д.). Значительно снизить трудоемкость сборки можно, исключив пригоночные работы за счет применения метода подбора с помощью ЭВМ, например при сборке кривошипно-пол- зунного механизма (КПМ) дизеля.

Автоматизация процесса сборки дизеля затруднена вследствие необходимости переналадки оборудования исходя из серийности производства,

поэтому сборочные центры с использованием роботов находят пока ограниченное применение.

Точность сборки оказывает непосредственное влияние на эксплуатационные показатели дизеля, в первую очередь на надежность и ресурс. Особо важное значение имеет качество укладки коленчатого вала (сборка фундаментной рамы с валом) и сборки КПМ, так как на данных операциях обеспечиваются необходимые зазоры в соединениях деталей движения, прямолинейность оси коленчатого вала, устраняются недопустимые перекосы поршня в цилиндре.

Прямолинейность оси коленчатого вала при сборке достигается при соосности его подшипников за счет точности растачивания гнезд подшипников рамы и использования тонкостенных взаимозаменяемых вкладышей. Надежность работы коленчатого вала и рамовых подшипников, особенно для малооборотных дизелей, повышают, укладывая вал с упреждающими прогибами, учитывающими искривление его оси под воздействием ряда эксплуатационных факторов. Например, в рабочих условиях прогиб фундаментной рамы малооборотного дизеля составляет 1,5—2 мм в результате неравномерной температурной деформации остова. На прямолинейность ось коленчатого вала также оказывает влияние сила тяжести маховика, неточности центровки дизеля с валопроводом, а также загрузка судна. Укладка коленчатого вала с упреждающими прогибами может быть обеспечена путем растачивания гнезд подшипников с заданной несоосностью либо подбором вкладышей различной толщины.