Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 216

После ус і ,шовк и рамы пригоняют нижние вкладыши рамовых подшипников. Плотном прилегания по поверхности, составляющей не менее 75 7о всей ппотцзци, достигают припиловкой по краске. В плоскости

разъема вкладышей допускается суммарный зазор между вкладышем и гнездом до 0,1 мм. Осевой зазор между буртом и торцом гнезда составляет 0,1—0,25 мм. Для установочного (упорного) подшипника зтот зазор выдерживают в пределах 0,05—0,15 мм.

Верхние вкладыши также проверяют по краске и пригоняют к крышкам рамовых подшипников.

Укладка коленчатого вала. Коленчатый вал поступает на общую сборку после узловой сборки. Секции вала прицентровывают и собирают на специальном стенде.

При укладке вала на раму необходимо обеспечить соосность рамовых подшипников. В случае смещения одной или нескольких опор от общей оси происходит изгиб вала; при вращении возникают дополнительные знакопеременные напряжения, снижающие усталостную прочность вала; увеличиваются реакции подшипников. Использовать для шабрения вкладышей фальшвал по методу, применяемому при укладке коленчатого вала тронкового дизеля среднего размера, в данном случае нецелесообразно, так как у шеек вала малооборотного дизеля существуют значительные отклонения от точности размеров и формы (в пределах допуска). Пригнанные по фальшвалу вкладыши имели бы общие образующие, однако у уложенного на них коленчатого вала из-за отклонений в диаметральных размерах шеек ось все же не будет прямолинейной. Вкладыши шабрят непосредственно по рамовым шейкам, калибром здесь служит коленчатый вал.

Сохранение прямолинейной оси вала контролируют, измеряя раскепы (допускаемые раскепы ± 0,04 мм). Раскепы считаются положительными, если расстояние между щеками, когда мотыль находится в BMT или на правом борту, больше расстояния между щеками при положении мотыля в HMT или на левом борту. При разных знаках раскепов в двух соседних мотылях сумма их абсолютных значений не должна превышать 0,06 мм.