Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 171

Для малооборотных дизелей применяются толстостенные разъемные вкладыши. Материалами для основы толстостенных вкладышей (толщина стенки более 1/20 наружного диаметра) служат стали 15 и 25, в качестве заготовки используется полый цилиндр (барабан), получаемый ковкой. Антифрикционный слой обычно из высокооловянистого баббита Б83, обеспечивающего пластичность (приспособляемость к профилю шейки вала) и податливость погружению твердых частиц. Однако в условиях относительно повышенных удельных давлений (до 30 МПа) и скоростей усталостная прочность баббита недостаточна.

Тонкостенные вкладыши (толщина стенки менее 1/30 наружного диаметра) с тонким слоем свинцовистой бронзы БрСЗО используются для высокооборотных, а также и для среднеоборотных дизелей. Тонкостенные вкладыши не пригоняют к гнездам рамы или картера. Устанавливаемые с небольшим натягом, они после затяжки гаек благодаря своей податливости плотно прилегают к гнезду, а потому приобретают достаточную жесткость и устойчивость против переменного искажения формы масляного зазора и ухудшения условий смазки. Достоинства тонкостенных вкладышей по сравнению с толстостенными заключаются также в их полной взаимозаменяемости и малой массе.

Основой тонкостенных вкладышей служит малоуглеродистая сталь 10, так^-как она мало чувствительна к разогреву, а температура заливки свинцовистой бронзы высока (1060° С). В качестве заготовки для тонкостенных вкладышей большого размера (диаметром около 200 мм) обычно используют стальные бесшовные горячекатанные трубы. Однако для тонкостенных вкладышей всех размеров целесообразно применять биметаллическую ленту толщиной 5—15 мм из стали 10, залитой свинцовистой бронзой или другим антифрикционным материалом, например сплавом алюминия и олова. После разрезки ленты производятся объемная штамповка и последующая механическая обработка заготовок.