Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 211

Отклонение от параллельности осей поршня и цилиндра представляет собой замыкающее звено пространственной размерной цепи КПМ. Погрешность расположения замыкающего звена возникает в результате суммирования погрешностей расположения базовых поверхностей составляющих звеньев: ф і — отклонения от перпендикулярности оси втулки оси коленчатого вала; ф2 — отклонения от перпедикулярности оси отверстия под поршневой палец образующей поршня; Фъ ~ отклонения от параллельности осей верхней и нижней головок шатуна в двух взаимно перпендикулярных плоскостях (непараллельность и перекос осей); ф4 — отклонения от параллельности осей мотылевой шейки и коленчатого вала в двух взаимно перпендикулярных положениях (непараллельность и перекос осей).

Погрешности расположения базовых поверхностей ф, и ф2 вызывают перекос поршня, не зависящий от угла поворота коленчатого вала. Размеры погрешностей ф3 и ф4 изменяются при повороте коленчатого вала (рис, 4.81).

Значительный перекос поршня в цилиндре может быть вызван неблагоприятным суммированием погрешностей расположения составляющих звеньев (если они одного направления), даже при их допустимых отклонения. Дополнительное влияние на величину перекоса поршня может оказать погрешность формы (конусообразность) базовых поверхностей КПМ.

Оптимизация процесса сборки КПМ достигается применением метода подбора. На базе входной информации ЭВМ формирует массив данных о погрешностях расположения базовых поверхностей деталей,входящихвКПМ. Эти данные получают путем измерения партии деталей, поступивших на сборку. Затем ЭВМ на основании математического описания перекосов поршня по углу поворота коленчатого вала выдает информацию о наиболее благоприятном подборе деталей КПМ из данного массива.