Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 157

Объясняется это тем, что при измерении абсолютного биения шеек крупногабаритного многоколенчатого вала, уложенного крайними шейками только на две опоры, возникает значительная упругая деформация, неодинаковая для различных углов поворота вала.

Так как при числе опор более двух измеряют уже относительное биение, число промежуточных опор и их расположение должны быть точно оговорены в технических условиях.

Очевидно наибольшее влияние на дополнительные притяжения оказывает относительное биение рамовой шейки по отношению к соседним. Его допускают не более 0,02 мм при диаметре шейки до 180 мм и не более 0,03—0,04 мм для шеек более крупных размеров.

Ось каждой мотылевой шейки должна быть параллельна оси рамовых шеек вала; допуск на непараллельность 0,1 мм на 1 м длины. Для проверки вал устанавливают на призмы контрольной плиты так, чтобы ось рамовых шеек была параллельна плите. Каждую мотылевую шейку ставят поочередно в четыре положения через 90°. Отклонение от параллельности образующей мотылевой шейки измеряют индикатором, подставку которого перемещают по плите поперек оси вала. Непараллельность шеек приводит к переменному перекосу поршня в цилиндре во время движения.

Торцевая плоскость соединительного фланца должна быть перпендикулярна оси вала. Перпендикулярность проверяют индикатором: допускается биение при жестком соединении фланца не более 0,005 мм на каждые 100 мм диаметра, при прочих соединениях — не более 0,03 мм на 100 мм диаметра.

Углы разворота между мотылями относительно любого мотыля, принятого за базу, должны быть выдержаны в пределах ± 30'.

На рамовые и мотылевые шейки назначают допуск по 7-му квали- тету. Чаще всего для получения нужного масляного зазора (O5OOld) допуск задают в виде специальных цифровых отклонений, не совпадающих с тестированными таблицами.