Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 151

Обработку цельноштампованной заготовки начинают с фрезерования по разметке торцевых плоскостей отверстий головок, которые служат установочной базой на последующих операциях. Фрезерование выполняют в две установки. При этом необходимо обеспечить симметричное расположение стержня шатуна относительно плоскостей головок. Также по разметке на расточном станке с помощью резцовой головки („трепа- натора") вырезают отверстия в нижней и верхней головках (рис. 4.33). Если в заготовках предусмотрены прошитые отверстия в головках, то их растачивают по разметке либо используют дополнительные базы — предварительно обработанные установочные площадки, определяющие расположение отверстий головок относительно оси симметрии стержня шатуна. Такими дополнительными базами могут служить боковые поверхности головок гаи опорные площадки под шатунные болты.

Контур шатуна, включая поверхности головок, обрабатывают на фрезерном станке с ЧПУ. Следует отметить, что качественная штамповка, обеспечивающая отсутствие обезуглероженного слоя на поверхности и достаточную точность контура шатуна, позволяет исключить трудоемкую операцию фрезерования контура. Если же эта операция выполняется, то после нее заготовка проходит низкий отпуск и дробеструйную обработку для упрочнения поверхностного слоя. Затем повторно фрезеруются поверхности головок, а также растачиваются отверстия в головках.

Перед отрезкой крышки нижней головки целесообразно выполнить сверление под шатунные болты, используя специальный контур. После отрезки крышки нижней головки и фрезерования их стыков сверлят центральное отверстие под смазку удлиненным сверлом на специальном или токарном станке (рис. 4.34).

Глубокое сверление с вращением заготовки благоприятствует возникновению