Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 161

Токарная обработка рабочих поверхностей коленчатого вала, особенно на черновых операциях, характеризуется значительной трудоемкостью. Обтачивание рамовых и мотылевых шеек выполняется при относительно малых скоростях резания, так как припуски на черновую обработку составляют 10—20 мм. Для обработки вала требуется большое количество резцов, стойкость которых недостаточна, особенно при использовании режущего инструмента из быстрорежущих сталей. Раздельная обработка рамовых и мотылевых шеек требует переустановки вала, что увеличивает вспомогательное время.

В настоящее время для обработки коленчатых валов находят применение специальные фрезерные станки с ЧПУ, позволяющие с одной установки фрезеровать рамовые и мотылевые шейки, а также щеки вала при увеличении производительности процесса резания в несколько раз.

Обычно используется схема обработки, при которой коленчатый вал неподвижен, а кольцевая роторная фреза (рис. 4.39), оснащенная режущими твердосплавными пластинами 1, совершает планетарное вращение вокруг шейки вала, при этом пластинки поочередно врезаются в заготовку по винтовой линии. Положения кольцевой фрезы относительно шейки вала показаны на рис. 4.40. В нейтральном положении 1 (ось кольцевой фрезы совпадает с осью центров станка) выполняются загрузка и выгрузка вала. Внутренний диаметр кольцевой фрезы должен обеспечивать возможность прохода через него заготовки коленчатого вала. Затем осуществляются позиционирование 2 кольцевой фрезы относительно шейки вала, дальнейшее фрезерование 3 и 4 по заданной траектории с круговой подачей на участке с углом 360° и обратный ход 5. Позиционирование в продольном направлении и остановка выполняются автоматически согласно заданной программе.