Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 207

Укладка коленчатого вала. При сборке фундаментной рамы с коленчатым валом необходимо обеспечить:

- плотное прилегание наружной поверхности вкладышей подшипников к гнездам фундаментной рамы;

- прилегание шоек вала к нижним вкладышам на площади поверхности не менее 70%;

прямолинейность оси коленчатого вала и параллельность его оси верхней плоскости рамы;

оптимальные зазоры в сопряжениях шейка вала — вкладыш.

Вкладыши рамовых подшипников должны плотно прилегать к гнездам, иначе они могут деформироваться и вызвать нагрев подшипников. Илошость прилегания тонкостенных вкладышей обеспечивается гарантированным натягом в соединении, а также способностью вкладыша благодаря малой жесткости приобретать форму гнезда.

Вкладыши, установленные в гнезда рамы, должны быть строго соосны, а их общая ось параллельна верхней плоскости. Это требование обеспечивается точностью расположения осей гнезд при растачивании и применением взаимозаменяемых тонкостенных вкладышей, разностен- носгь которых не превышает 0,01 мм. Соосность гнезд рамы (остова) на сборке проверяют по валу-калибру 5 (рис. 4.78,6). При этом необходимо учитывать погрешности измерений, возникающие в результате рассеяния размеров отверстий гнезд (в пределах допуска 0,03—0,04 мм). Шейки вала-калибра, диаметры которых больше диаметров рамовых шеек коленчатого вала на удвоенную толщину вкладыша, должны прилегать ко всем гнездам. Допускается зазор под шейкой вала-калибра не более 0,03 мм на одной-двух опорах. Боковые зазоры в горизонтальной плоскости должны быть одинаковыми во всех гнездах. Допускается разность зазоров до 0,0? мм. Если несоосность гнезд в вертикальной и г оризонтальной плоскостях несколько превышает установленные пределы, то легкое шабрение поверхностей гнезд для устранения погрешностей расположения.