Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 227
Во время работы турбины возникают и действуют на направляющие и рабочие лопатки следующие силы
— изгибающие усилия от динамического давления парового потока при течении его через криволинейные лопаточные каналы;
— изгибающие усилия от разности давлений пара;
— растягивающие усилия от центробежных сил в самих лопатках и их связях при вращении ротора.
Так как нагрузка на лопатки от центробежных сил собственных масс значительно больше, чем от динамического давления потока плюс разности давлений пара на венец, то в условиях эксплуатации рабочие лопатки оказываются нагруженными гораздо сильнее, чем направляющие. Наибольшая нагрузка при этом обычно приходится на корневое сечение лопатки (у основания рабочей части) и на ее хвост. Отсюда следует, что хвосты рабочих лопаток необходимо усиливать по сравнению с сечениями рабочей части. Сечения хвостов направляющих лопаток можно делать того же и даже меньшего сечения, чем рабочую часть.
5.2.2. Матариалы и заготовки
Сечение хвостовиков турбинных лопаток определяет технологию их изготовления; по технологическому признаку лопатки подразделяются на следующие группы:
— цельнотянутые (из светлокатаных профилей) (рис. 5.3). Весь профиль и хвост такой лопатки получены путем протяжки или светлого проката с чистой блестящей поверхностью. Такой тип применяется дня направляющих лопаток и для некоторых слабонагруженных рабочих лопаток. Для образования каналов между лопатками вставляют промежуточные тела (вставки);
— полуфрезерованные (рис. 5.4), у которых одна сторона профиля (обычно вогнутая) получена путем светлого проката, а вьіпук^ііЙЇ сторона (спинка) и хвост образованы фрезерованием на станках;
— цельнофрезерованные. Нередко хвостовое утолщение располагается по обе стороны профиля лопатки; такие профили можно получить только фрезерованием с обеих сторон. Эти лопатки не требуют отдельных встарок.