Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 158

Отклонения от точности формы — овальность, конусообразность, бочкообразность и седлообразность — допускают не выше 0,02-0,03 мм, а для валов высокооборотных двигателей — не выше 0,01 мм.

В крупногабаритных крейцкопфных дизелях, где при оборке применяют шабрение вкладышей подшипников по шейкам вала, допуски на диаметры рамовых и мотылевых шеек назначают по 8-му квалитету; однако отклонения от точности формы не должны превышать 0,04 мм.

Допуски на радиусы мотылей задают от ±0,1 до ±0,25 мм.

Шейки по длине выполняют с точностью 11-го квалитета.

К шероховатости поверхностей коленчатого вала предъявляют высокие требования с целью повышения его износостойкости, усталостной прочности, коррозионной стойкости и более легкого выявления дефектов материала.

Для рамовых и мотылевых шеек высокооборотных дизелей назначают шероховатость Ra = 0,125 -^0,25 мкм, для шеек остальных дизелей Ra = 0,32 -г 0,5 мкм. На валах из легированных сталей высокооборотных двигателей для повышения усталостной прочности наружные

несопрягаемые поверхности часто полируют до значений Ra = 0,32 -г 0,5 мкм, отверстия имеют шероховатость Ra =0,1 -г2,5 мкм.

Усталостную прочность высоконапряженных коленчатых валов эффективнее и выгоднее повышать не полированием, а азотированием всех поверхностей или упрочнением галтелей методом поверхностно-пластического деформирования.

4.7.3. Обработка цельного коленчатого вала

Для высокопроизводительной обдирки выбирают мощные токарные станки, снабженные несколькими суппортами. Суппорты располагают с передней и задней сторон станка. Вал устанавливают одним концом в кулачки патрона, другой поддерживается центром. Прежде всего производят обдирку и обтачивание шеек под люнеты, причем вначале обтачивают крайнюю шейку со стороны задней бабки. Чтобы избежать быстрого изнашивания и разработки центрового отверстия, используют вращающийся задний центр. Обработка в люнетах дает возможность снимать стружку большого сечения, не опасаясь прогиба вала.