Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 220

На общей сборке блоки цилиндров устанавливают на ресивер, прог веряют цилиндры в поперечном и продольном направлениях относительно оси отверстия под шток в поперечине крейцкопфа. Базой служит отвес, опущенный по оси втулки. В отверстие поперечины помещают приспособление с микрометром, позволяющее определить центральность положение отвеса по отношению к отверстию поперечины. Несоосность в продольном направлении допускают примерно до 0,15 мм, в поперечном — до ОД мм. Очевидно, вдоль оси двигателя отклонения могут оказаться более значительными из-за неодинакового накопления погрешностей в межцентровЫх расстояниях между осями цилиндров и картерных отсеков. Компенсировать эти неточности можно некоторым перемещением шатуна и крейцкопфа вдоль оси мотылевой шейки. При этом контролируют осевые зазоры между щеками коленчатого вала и мотылевЫм подшипником, они должны быть выдержары в заданных Пределах (во всяком случае не менее 3 мм). Перемещение шатуна с крейцкопфом влечет необходимость в перемещении упорных планок на направляющих крейцкопфа.

Отвесы, опущенные по осям цилиндров, используют также для проверки вертикальности осей цилиндров. Отклонения от вертикальности допускаются не более 0,05—0,08 мм на 1 м в продольном и поперечном направлениях.:

Окончательно блоки-цилиндров фиксируют при установке поршней.

Поршни со штоками, но без поршневых колец опускают по цилиндрам. Плотность прилегания гайки штока к поперечине проверяют щупом 0,03 мм, вертикальность штока — рамным уровнем. Отклонение от вертикальности допускается не более 0,05 мм на 1 м. Окончательно регулируют положение цилиндров блока по зазорам между поршнями и втулками цилиндров при положении поршня последовательно в HMT и BMT (не доводя до них на 30°). Колебания зазора в разных точках между поршнем и стенками втулки не должны превышать 0,1 мм. Иногда приходится регулировать положение блока ие только перемещениями, но и пригонкой опорных лап блока.