Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 238

Материал поковки по химическому составу и механическим свойствам должен соответствовать техническим требованиям и не должен иметь трещин, флокенов, расслоений, раковин и т. д. Ось поковки долж- ца примерно совпадать с осью слитка. В качестве материала для изготовления ротора паровых турбин применяют углеродистую и низколегированную стали: 40, 45, 35Н, 40Н, 40Х, 34ХМ, 34ХН1М, 34ХН2М, 34XH3M, Э4ХНЗМФ, 20ХЗМВФ, 1Х12ВНМФ, ЭИ405, ХН35ВТ, ЭИ612К.

Заготовки валов и цельнокованых роторов подвергают испытаниям для определения химического состава, остаточных внутренних напряжений, механических свойств, включений и распределения серы и фосфора (снятие серных отпечатков), флокенов, трещин и других пороков.

Термическую обработку вала или ротора производят в специальных шахтных печах в вертикальном положении. Заготовку в зависимости от материала подвергают нормализации и высокому отпуску или закалке и высокому отпуску для придания ей необходимых механических свойств.

5.3.3. Обработка деталей ротора

К механической обработке ротора предъявляют высокие требования.

Допустимые биения, мм:

Технологический процесс механической обработки валов и роторов зависит в значительной степени от их конструкции. Для большинства из них последовательность операций такая.

1. Разметка поковки,

2. Подпезка торцов поковки и ее центровка.

3. Черновая обдирка поковки. Черновая и получистовая обработка центрального отверстия.

4. Термообработка поковки.

5. Обрезка припусков для выполнения испытаний.

6. Черновая обработка наружных поверхностей.

7. Термообработка заготовки.

8. Чистовое растачивание центрального отверстия.

9. Получистовая обработка.

10. Тепловые испытания (рис. 5.11).

11. Чистовая обработка под шлифование.

12. Шлифование цилиндрических поверхностей.