Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 154

Коленчатые валы малооборотных дизелей с диаметром шеек более 400 мм состоят обычно из нескольких составных или полусоставных секций (по три-четыре колена в каждой), соединяемых фланцами. При получении заготовки составного вала отдельно отковывают рамовые и мотьшевые шейки, а также щеки, которые соединяют в одно целое горячей запрессовкой.

При изготовлении полусоставного вала каждая мотылевая шейка со щеками представляет отдельный элемент (поковка или отливка

с применением электрошлакового переплава), в который запрессовывают рамовые шейки (рис. 4.36).

Перед сборкой составного и полусоставного коленчатых валов обрабатывают окончательно плоскости щек, оставляя боковые контурные поверхности литых щек без обработки. Плоскости протачивают на карусельном станке. Затем производят черновое и чистовое растачивание отверстий

в щеках под горячую запрессовку шеек. К элементам составного или полусоставного вала, образующим неразъемное соединение, не предъявляют требования взаимозаменяемости, важно чтобы отверстия имели точную форму (овальность и конусообразность менее 0,04 мм) и шероховатость Ra < 2,5 мкм. Точность же размера отверстия допустима по 10—11 -му квалитет у.

Черновую и предчистовую обработку шеек выполняют, оставляя на сопрягаемых со щеками поверхностях припуск 3—5 мм на сторону. Пояски под запрессовку обтачивают, а иногда и шлифуют. Обработку ведут по фактически выполненным размерам отверстий в щеках, добавляя к измеренному диаметру величину натяга под запрессовку. Натяг на сплошных шейках задают (1 -г 1,2 • 10"3)d, а на полых (1,4 -г 1,7 • 10~3)<2 (d — диаметр посадочного отверстия щеки). Указанные натяги приводят к появлению на сопрягаемых поверхностях средних контактных давлений около 100. МПа, что должно обеспечивать передачу крутящего момента только за счет сил трения без установки шпонок.