Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 168

Мотылевые шейки шлифуют на специальных станках с двухсторонним приводом (рис. 4.46). Вал концевыми коренными шейками устанавливают в патроны і с эксцентрично расположенными гнездами б. Все мотылевые шейки шлифуют на одном станке с трех позиций. Для этого на конец вала надевают делительный диск 3, снабженный тремя пазами 5 для фиксирующего штифта 2. Положение паза 5 при надевании диска должно строго соответствовать отверстию ближайшей мотылевой шейки, что проверяется специальным калибром. На каждой позиции шлифуют пару мотылевых шеек, расположенных в одной плоскости. Шлифуемые шейки поддерживают люнетами 7. Вал закрепляют хомутами 4. При шлифовании шеек используют приборы с индикаторами, позволяющие измерять диаметр на ходу.

Отверстия в мотылевых шейках обрабатывают на шестишпиндель- ном станке зенкерами и развертками с передним и задним направлениями инструмента в кондукторных втулках. Окончательно отверстия в рамовых шейках растачивают на расточных станках.

Для шлифования наружных и внутренних сторон щек вал устанавливают так же, как при шлифовании коренных и мотылевых шеек.

Обработка овальных щек заканчивается шлифованием на копиро- вально-шлифовальных станках.

Смазочные отверстия сверлят по кондуктору с установкой вала под углом.

Для повышения усталостной прочности вала полируют щеки и отверстия в шейках. Иногда повышают выносливость вала упрочнением несо- прягаемых поверхностей дробеструйной обработкой. Галтели шеек вала упрочняют обкатыванием роликом.

Более эффективного повышения усталостной прочности вала, а также износостойкости шеек достигают азотированием всех поверхностей вала. Вал устанавливают на выдвижную платформу электрической печи, укладывая тремя рамовыми шейками на графитовые подшипники. Специальная зубчатая передача сообщает валу медленное (5—6 об/мин) вращение во время процесса азотирования, что предотвращает появление деформаций. Азотирование проводят перед последней отделкой шеек.