Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 250
— отклонение от перпендикулярности торцевых поверхностей (в проточной части корпуса) к оси расточки не должно превышать 0,4 мм на длине торца.
Обработка корпуса турбины организуется таким образом, чтобы плоскость разъема верхней и нижней половин была главной базовой поверхностью и чтобы ось расточки лежала в плоскости разъема.
В зависимости от конструкции корпуса растачивают на горизонтально-расточных или токарно-карусельных станках. Большая точность достигается при растачивании корпусов в сборе на горизонтально-расточ- ном станке. Однако это не всегда возможно йз-за большой разницы в диаметрах средней и концевых частей корпуса. В этих случаях растачивание корпусов ведут на карусельных станках по частям.
Радиальные размеры обрабатываемых поверхностей контролируют жесткими или микрометрическими штихмасами, а осевые — при помощи микрометрического устройства. Размеры радиальных пазов проверяют скобами и шаблонами.
5.4.4. Обработка корпуса турбины
Если корпус турбины состоит из отдельных частей, их предварительную механическую обработку выполняют раздельно. Окончательно обрабатывают места стыкования по разъемам, предварительно с припуском 3—5 мм — плоскости горизонтального разъема деталей корпусов. Чистовое растачивание корпусов выполняют совместно.
При креплении на столе станка перед обработкой, а также под влиянием внутренних' напряжений и усилий резания корпуса турбин могут деформироваться и изменять свою геометрическую форму. Чтобы избежать этого, процесс обработки корпуса делят на предварительную и чистовую обработку.
Операции механической обработки корпусов могут происходить в такой последовательности.
Предварительная обработка.
1. Подготовка отливок корпуса к механической обработке. Дробеструйная очистка отливок корпуса. Осмотр и устранение дефектов в отливках.