Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 149

Стержни шатунов большого размера изготовляют методами свободной ковки, а небольшого и среднего размеров обычно штампуют, создавая двутавровый профиль. Отъемные головки шатунов выполняют литыми или штампованными. Материал шатунов тщательно проверяют, производя механические испытания образцов, взятых от каждой детали, для чего у заготовки предусматривают с одного конца пробный брусок такого же диаметра, что и у стержня.

4.6.2. Требования к обработке

К точности расположения поверхностей предъявляются следующие требования:

— оси отверстий верхней и нижней головок должны быть параллельны: допуск на непараллельность задается 0,2 мм на 1 м длины; допуск на перекос осей — 0,3—0,5 мм на 1 м длины;

— оси отверстий головок должны быть перпендикулярны оси стержня и пересекать ее; неперпендикулярность допускается до 0,5 мм на 1 м длины, смещение осей — до 0,5 мм.

— о^и отверстий для шатунных болтов должны быть параллельны (чтобы можно было снять крышку, не удаляя болтов).

При изготовлении шатунов с взаимнозаменяемыми отъемными головками стержни и головки обрабатывают раздельно, а для того чтобы в собранном шатуне оси головок были параллельны, нужно выполнить дополнительные требования: оси отверстий головок должны быть параллельны плоскостям соединения стержня и головки; оси головок должны быть перпендикулярны плоскости, в которой расположены оси отверстий для шатунных болтов.

Точность размеров при изготовлении шатунов определяется следующими допусками:

— на отверстие в верхней головке под цельную втулку — Hl;

— на отверстие в нижней головке — Hl (в крупных двигателях — #8иЯ9);

— на расстояние между осями головок шатуна для двигателей, не имеющих компрессионных прокладок, — ± (0,05 -0,1) мм;

— на отверстие и бобышки, центрирующие стержень с головкой, — посадка Hljfl или Я9/А6;