Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 206

отклонения от перпендикулярности не более 0,05~i0,l MM на 1 M вдоль оси двигателя и не более 0,25—0,35 мм на 1 м в поперечном направлении (в плоскости качания шатуна).

Узловая сборка комплекта коленчатого вала заключается в установке на вал противовесов, шестерни и пригонке шпонок. Перед поступлением коленчатого вала на общую сборку обычно контролируют точность размеров и расположения базовых поверхностей вала.

Сборка шатуна и поршня состоит в соединении стержня шатуна с нижней головкой (или крышкой) и соединении поршня с пальцем. Иногда поршень и шатун представляют собой общую сборочную единицу. В этом случае после сборки на специальном стенде проверяют перпендикулярность образующей поршня к оси отверстия нижней головки шатуна.

Сборка крышек цилиндров предусматривает установку впускных и выпускных клапанов, форсунки, пускового и предохранительного клапанов, индикаторного крана, распределительных рычагов с осями и кронштейнами и т. п. При сборке клапанов" основная работа состоит в притирке тарелки клапана к седлу.

На узловой сборке также собирают и испытывают топливную аппаратуру, навесные агрегаты и другие механизмы.

Общая сборка дизеля выполняется на стенде (рис. 4.78, а), состоящем из чугунных балок 1 (параллелей), которые укладываются на массивные фундаментные балки 2, заделанные в железобетонный фундамент. Параллели снабжены продольными пазами, в которые закладывают болты для закрепления рамы или остова двигателя. Верхние плоско- сти стендовых параллелей тщательно обрабатывают. Отклонение от

плоскостности допускается 0,03 мм на 1 м. Отклонение плоскостей параллелей от горизонтальности не должно превышать 0,1 мм на 1 м длины.

При установке на стенд фундаментной рамы с поддоном проверяют плотность прилегания к стендовым параллелям лап рамы, чтобы исключить возможность ее деформаций. В отдельных местах допускаются зазоры не более 0,05 мм. Контроль осуществляется щупом.