Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 361

Как известно, скольжение профилей, равное нулю на начальной окружности, увеличивается по направлению к вершине и основанию зуба, возрастает и износ поверхности. Выкрашивание обычно возникает вблизи начальной окружности, а в областях выше и ниже начальной окружности могут преобладать тепловые явления с изнашиванием в результате микроструктурных изменений, либо процессы изнашивания при диффузии кислорода и интенсивном окислении деформированных поверхностных слоев.

В судовом машиностроении технология производства зубчатых колес в большой мере определяет ресурс и безотказность работы передач, а следовательно, надежность энергетической установки с зубчатыми передачами. В связи с этим для увеличения износостойкости и усталостной прочности зубьев передач главных дизелей и газовых турбин применяют химико^термическую и термическую обработку колес в сочетании со специальными методами предварительной механической обработки и окончательной отделки зубьев.

Производство зубчатых колес можно разделить на два этапа. Первый включает ряд операций формообразования заготовки до нарезания зубьев, второй этап начинается с операции зубонарезания и заканчивается отделкой зубьев. Обработка зубчатых колес на первом этапе мало отличается от обработки других деталей, имеющих форму тела вращения. Специфика производства проявляется на втором этапе, где окончательно формируется качество рабочих поверхностей зубьев.

7.2. материалы, заготовки и термическая обработка

Зубчатые колеса судовых машин изготовляют из конструкционных сталей, чугуна, бронзы и из неметаллических материалов. При выборе материала в первую очередь исходя из соответствия его физико-механических свойств требованиям, обусловленным результатами расчета на прочность и анализом конкретных условий эксплуатации. Выбор материала диктуется, кроме того, конструкцией зубчатого колеса и его размерами, а также технологическими соображениями: способом получения исходной заготовки, технологией обработки поверхностей, методами упрочнения наиболее нагруженных элементов конструкции и т. д.