Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 277

Для изоляции от морской воды поверхности гребного вала между кормовым торцом облицовки и носовым торцом ступицы винта предусматривается установка уплотнения. Носовой конец выхода вала из дейдвудного подшипника уплотняют при помощи сальника с мягкой пеньковой набивкой, пропитанной жировой антикоррозионной смазкой.

В устройствах с металлическими подшипниками применяется масляная смазка и используются специальные конструкции контактных уплотнений вала с уплотняющими манжетами или кольцами, изолирующими вал от забортной воды; гребной вал не имеет облицовки.

Судовой валопровод подвергается при эксплуатации действию разнообразных нагрузок, в число которых входят крутящий и изгибающий моменты, продольная и поперечные силы.

В наиболее тяжелых условиях работает* гребной вал, поэтому его диаметр назначают несколько большим, чем диаметры промежуточных валов. На гребной вал действуют значительные изгибающие нагрузки со стороны гребного винта. Упор, развиваемый гребным винтом, вследствие неравномерности ноля скоростей набегающей воды приложен внецентрен- но и потому создает на гребном валу изгибающий момент, вызывающий в нем переменные наїфяжения изгиба. Изгибающий момент значительно возрастает при плавании во льду из-за ударов гребного винта о лед. Нагрузки изгиба увеличиваются также при плавании порожнем и при большом волнении моря, так как происходит частичное оголение гребного винта и упор оказывается значительно смещенным по отношению к оси винта.і

Амплитуда переменных напряжений изгиба в сечении гребного вала от веса консольно расположенного на нем гребного винта обычно невелика, однако можеі возрастать до опасных значений при поперечных колебаниях гребного вала. При проектировании валопровода делают расчет частоты собственных колебаний, чтобы предотвратить резонансные колебания гребного вала при работе. Ограничение износа неметаллических дейдвудных подшипников, а также применение металлических дейдвудных подшипников препятствуют увеличению амплитуды поперечных колебаний.