Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 296

Шероховатость поверхности под обкатывание не должна быть грубее Rz = 10 -Мб мкм.

Упрочнение выполняется за один рабочий ход без остановки вращения вала и выключения продольной подачи. В зону контакта роликов с валом подается машинное масло для уменьшения сил трения. В начале обкатывания усилие увеличивают плавно до номинального значения на участке длиной 0,1 диаметра упрочняемого вала и так же плавно уменьшают при окончании обкатывания.

Ролики изготовляют из инструментальной стали для получения твердости поверхности не ниже HRC 62 + 64, например из сталей ШХ12, ШХ20. Рабочая поверхность роликов должна быть очень гладкой — Rz =0,10^-0,80 мкм.

В заключение приведем данные об обкатывании двухроликовым приспособлением гребных валов диаметром 780 мм, изготовленных из стали 38ХНЭМФА с пределом текучести около 700 МПа: усилие обкатывания 160 кН, скорость обкатывания 20—25 м/'мин, подача 0,3— 0,4 мм/об, расход масла при обкатывании 5 л/ч.

Насадка облицовок на гребной вал. Насадку облицовок на гребной вал чаще всего выполняют с нагревом до температуры 250—300°С. Для нагрева используют печи или съемное устройство, состоящее из нескольких секций, образованных намоткой нихромовой проволоки. При нагреве облицовок крупных гребных валов нагревательное устройство содержит секцию, устанавливаемую внутри облицовки. Наружную поверхность и торцы облицовки покрывают асбестовым полотном или кожухами. Скорость нагрева составляет 50—100 град./ч. Температура контролируется термопарами, которые устанавливают в засверленные отверстия в облицовке и завальцовывают. Глубина отверстий не должна быть больше припуска, удаляемого при обтачивании облицовки после ее насадки на гребной вал. Допускается припаивать термопары к поверхности облицовки.