Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 394

Бесфланцевые соединения труб более технологичны и надежны при резком изменении температуры рабочей среды. К ним относятся

принципиально новые конструкции — бугельные соединения труб (рис. 8.2, а), в которых герметичность при P =25 -f 35 МПа и t =25СК -г500 °С обеспечивается с помощью кольца-прокладки L Разъем уплотнен в основном за счет упругой деформации конической части кольца- прокладки в отличие от плоской прокладки, которую необходимо обжимать большим усилием до пластической деформации. Замена соединительных болтов бугелем 2, стягиваемым болтами 3, уменьшает размеры соединения в два, а массу в семь раз.

Сварные соединения (рис. 8*2, б) применяют для труб из нержавеющих аустенитных коррозионно-стойких сталей, транспортирующих воду высокой чистоты и расположенных в труднодоступных для контроля при эксплуатации помещениях судна. Конусные приварные кольца 5 позволяют исключить образование грата и наплывов на внутренней поверхности сварного шва 4 труб.

,Штуцерно-торцевые соединения, используемые для труб небольших диаметров, сложны при изготовлении и их применение связано с такими трудоемкими операциями, как сварка, пайка и отбортовка, которые снижают надежность труб. Традиционное соединение (рис. 8.3, а) состоит из штуцера 1, накидной гайки 2, плоской прокладки 3 и ниппеля 4, припаянного к трубе 5.

Штуцерные соединения с врезающимся кольцом (рис. 8.3, б) лишены многих недостатков традиционных соединений и применимы для больших давлений, например в системах гидравлики. Соединение состоит из штуцера, накидной гайки и вращающегося стального кольца 6. По мере навинчивания гайки кольцо упирается в клиновой зазор между штуцером и трубой 7 и начинает врезаться в последнюю, обеспечивая герметичность соединения.