Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 281

Номинальный крутящий момент при фланцевом соединении валов передается силами трения на торцах. При перегріузках, когда крутящий момент в несколько раз превышает номинальнре значение, сил трения оказывается недостаточно для передачи крутяіщего момента, и фланцевые болты вступают в работу на срез и смятие.

Фланцы стягивают коническими или цилиндрическими болтами. Сборка и разборка фланцевого соединения валов при помощи конических болтов более просты. Однако фланцевое соединение цилиндрическими болтами имеет преимущество в обработке более простых цилиндрических отверстий во фланцах. В случае использования цилиндрических болтов они должны быть установлены без зазора, поскольку зазор между отверстиями и болтами привел бы к смещению осей соединенных валов при перегрузках. Это требование усложняет сборку и разборку соединения, так как создает возможность задира поверхностей болта ^ отверстия при установке и выеме цилиндрических призонных болтов. Зазор легко устраняется затяжкой конических болтов.

Промежуточные и упорные валы могут не иметь фланцев (рис. 6.3, е). Такие валы соединяют муфтой, устройство которой показано на рис. 6.4. Тонкостенная гильза 4, отверстие которой на несколько сотых миллиметра больше диаметра соединяемых валов 1, свободно надевается на концы валов. На наружную поверхность гильзы, имеющую конусность 1/50, надвигается толстостенная муфта 5 с отверстием такой же конусности, создающая в соединении диаметральный натяг, необходимый для передачи крутящего момента за счет сил трения. В процессе перемещения муфты масло под давлением подают через

отверстия 3 в муфте на коническую поверхность, что уменьшает силы трения в несколько раз и облегчает напрессовку муфты. Осевая сила, необходимая для перемещения муфты, создается гидродомкратом 2, установленным на валу или встроенным в муфту.