Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 417

Специфика предприятий судового машиностроения (большая номенклатура изделий, частая сменяемость объектов производства, высокая трудоемкость изготовления и т. п.) обусловливает целесообразность создания ГПС на этих предприятиях в различных видах производства и прежде всего в механообрабатывающем.

Работа в области механизации и автоматизации производства в СССР началась в годы первой пятилетки. В 1933 г. Экспериментальный научно- исследовательский институт металлорежущих станков (ЭНИМС) начал работы по созданию агрегатных станков. В 1935 г. был разработан технический проект автоматической линии обработки блока цилиндров автомобильного двигателя для Горьковского автомобильного завода. В 1939 г. на Сталинградском тракторном заводе была пущена первая автоматическая линия (пять станков) для обработки и сборки ступицы поддерживающего ролика тракторной гусеницы.

. Наибольший размах эти работы получили в послевоенные годы. Значительное внимание стало уделяться комплексной автоматизации производства. В 1950 г. был построен полностью автоматизированный завод изготовления поршней автомобильных двигателей, на котором были автоматизированы все процессы производства поршней, начиная с загрузки литейных агрегатов и кончая упаковкой готовой продукции.

В 50-е гг. проектируются многономенклатурные переналаживаемые поточно-автоматизированные и автоматические линии механической обработки и сборки в условиях массового и крупносерийного производств. Такие автоматические пинии принято называть жесткими, так как они созданы на базе станков-автоматов, специальных загрузочно-разгрузоч- ных и транспортных устройств, позволяющих обрабатывать какую-то одну деталь или, в лучшем-случае, определенную, достаточно малочисленную номенклатуру деталей. Перестройка таких линий на выпуск новой продукции требует значительных затрат времени и замены средств технологического оснащения: например, в автомобильной промышленности ФРГ при переходе на обработку новой детали в традиционных автоматических линиях используется только 5—40 % старого оборудования. Следовательно, традиционные жесткие средства автоматизации характеризуются малой степенью гибкости и эффективны только в массовом и крупносерийном производствах, где они обеспечивают уровень автоматизации 60—80 %, а по отдельным видам работ — близкий к 100 % (рис. 9.1).