Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 291

Для обтачивания заготовку вала устанавливают в центры станка, вращение от шпинделя передается заготовке через поводковый привод (рис. 6.13,а). Заготовку можно закрепить и в четырехкулачковом патроне (рис. 6.13,6), в этом случае рекомендуется между кулачками и поверхностью заготовки поместить короткие стальные прутки 6 круглого селения или шарики диаметром 15—20 мм, чтобы соединение получило характер шарнирного.

Отклонение от круглости опорного

При обработке полужестких и нежестких валов применяют дополнительные опоры — люнеты, располагая их под заготовкой так, чтобы расстояние между соседними опорами не превышало 12—15 диаметров заготовки. Поскольку ось заготовки искривлена, люнет 1 используют в сочетании с базовой муфтой 2, которая служит опорой вала на люнет и необходима для обработки базовых поясков на вале. Муфту надевают на вал 3 и выставляют при помощи отжимных болтов 4 в такое положе

ние, при котором радиальное биение опорного пояска 5 муфты не превышает 0,02 мм. Под обточенные базовые пояски на вале устанавливают люнеты для дальнейшей обработки вала.

пояска базовой муфты не должно превышать 0,02 мм, а шероховатость поверхности Ra =0,63 мкм. С такой же точностью обрабатывают базовые пояски на валу. Высокая точность базовых поясков необходима потому, что погрешности переносятся на обтачиваемые поверхности вала.

Кроме базовых поясков обтачивают по длине вала несколько контрольных поясков, которые используют для контроля прямолинейности оси заготовки вала в процессе дальнейшей обработки.

Применение базовых муфт может потребоваться и при чистовом обтачивании.

При установке на люнеты нежесткого вала его прогиб устраняют не полностью, а лишь на 20—25 %. При этом меньше нагреваются опорные шейки заготовки. Замечено также, что в этом случае увеличивается виброустойчивость системы станок — заготовка — инструмент и уменьшается деформация заготовки после обтачивания. Последнее связывают с благоприятным действием значительных переменных напряжений изгиба, возникающих при вращении изогнутого вала.