Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 413

Проектирование — наиболее важный этап обеспечения надежности трубопроводов, на котором выбирают материал и рациональную форму труб, технологию изготовления и режимы эксплуатации.

Долговечность труб в значительной степени определяется антикоррозионными свойствами материала. Трубы изготовляют в основном из углеродистых сталей и цветных сплавов на медной основе. Повышение ресурса достигается применением материалов, более стойких в коррозионном отношении (например, титан, алюминий, полиэтилен), заменой труб систем морской воды из меди МЗр трубами из медно-никелевого сплава МНЖ-5-1 (91-93 % Cu; 5-6,6 % Ni + Со ; 1-1,4 % Fe; 0,2-0,3% Mn) и внедрением труб из стали, футерованной полиэтиленом.

Коррозионно-эрозионные разрушения труб локализуются на так называемых „слабых" участках трубопроводов: ответвлениях, погибах, районах фланцевых и резьбовых соединений, переходах по диаметру и в местах контактов разнородных металлов. Например, после четырех лет эксплуатации судовых трубопроводов из медно-никелевого сплава обнаружено 23 сквозных коррозионных разрушения; из них 52 % в районе разделения и слияния потоков, 26 % во фланцевых соединениях и 22 % в погибах.

В районе ответвлений наиболее интенсивная коррозия возникает в местах, прилегающих непосредственно к сварному шву. Это объясняется тем, что применяемые в настоящее время соединения с магистралью не обеспечивают плавности потока. При нарушении технологии изготовления — „провале" отростков в сечении магистрали, перекрытии сечения труб или отростка выступающими кромками, соединении трубы с магистралью без учета направления потока морской воды - узлы ответвления подвергаются усиленной струевой коррозии и быстро разрушаются.

На погибах труб сквозные коррозионные разрушения возникают в основном за вершиной погиба в районе выхода потока воды на прямой участок. Коррозия имеет характер отдельных язв, перерастающих со временем в сплошное разрушение стенок трубы. Особенно интенсивно развиваются коррозионные разрушения при сопряжении магистрали с отростком, переходящим в погиб.