Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 288

Наиболее высокие требования предъявляют к обработке поверхностей шеек под металлические подшипники скольжения, шеек под жесткую муфту с промежуточной гильзой —=0,63 мкм. Шероховатость поверхностей конуса и шеек под неметаллические подшипники должна составлять Ra =1,25 мкм. Так же тщательно отделывают опасный с точки зрения выносливости участок поверхности вала между конусом под гребной винт и торцом облицовки: Ra =1,25 мкм для валов из углеродистой стали и Ra =0,63 мкм для валов из легированной стали. Поверхность вала под облицовку, торцевую присоединительную поверхность фланца и поверхность болтовых отверстий во фланце обрабатывают до Ra =2,5 мкм; при установке облицовки на гребной вал на клеевом составе поверхность вала-обрабатммиат.до-К # =3,2 мкм. Шероховатость поверхности центрального отверстия в полых валах Rz =20-г40 мкм.

6.2.4. Обработка и сборка судовых валов

Правка заготовок судовых валов. Из-за больших размеров и массы добиться прямолинейности оси заготовок валов в процессе ковки или получения проката трудно. Значительное искривление может происходить и при обработке резанием, особенно при черновом обтачивании. Чтобы избежать чрезмерного увеличения припусков на механическую обработку применяется правка валов, т. е. деформирование их в холодном состоянии.

Правка допускается на всех этапах обработки вала и даже после окончательной механической обработки. На металлургическом заводе после правки заготовку подвергают отпуску для снятия остаточных напряжений. Температуру отпуска назначают не менее чем на 20°С ниже температуры основного отпуска, произведенного при термическом улучшении.

На судостроительных заводах и заводах судового машиностроения, где изготовляются валопроводы, печи для отпуска таких крупногабаритных деталей, как судовые валы, отсутствуют. Возможно лишь проведение естественного старения, которое в меньшей мере снимает остаточные напряжения. Поэтому здесь правка допускается, если кривизна не превосходит определенного допуска на кривизну оси заготовки.