Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 276

Гребной и дейдвудный валы выполняют, как правило, отдельно, если их суммарная длина превышает 18 м, хотя имеются примеры изготовления цельных валов длиной 24 м. Надежность вала, составленного из гребного и дейдвудного, несколько ниже, чем цельного, поскольку в зойе соединения валов из-за наличия концентраторов напряжения снижается усталостная прочность. Себестоимость составного вала больше себестоимости цельного, так как стоимость двух поковок выше стоимости одной цельной поковки, а трудоемкость обработки составного вала больше, чем цельного, на величину трудоемкости обработки соединительных деталей и сборки вала.

Упорный вал является, как правило, крайним носовым валом и соединен фланцем с валом главного двигателя или редуктора.

Проставочный вал 12 используют как пригоночный для облегчения монтажа валопровода на судне. Он имеет меньшую прочность, чем другие валы, и выполняет роль предохранительного звена при перегрузках, предотвращая выход из строя других валов.

В качестве дейдвудных подшипников применяют подшипники скольжения с водяной или масляной смазкой, устанавливаемые в дейд- вудной трубе. Дейдвудная труба крепится носовым концом к последней ахтерпиковой переборке, а другим — к кормовой оконечности корпуса, например в отверстии мортиры.

В случае использования неметаллических дейдвудных подшипников смазывающе-охлаждающей жидкостью служит забортная вода, при этом кольцевой кормовой зазор дейдвудного подшипника открыт для пррхода воды. Чтобы предотвратить попадание в подшипник песка или других твердых частиц при плавании на мелководье, забортная вода фильтруется и подается в дейдвудный подшипник через отверстие вблизи от носового конца подшипника. Гребной вал защищают от коррозионного действия Морской воды облицовкой.