Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 399

— расположение соединений труб в местах, удобных для сборки и демонтажа.

Пробивку трассы трубопровода выполняют бесшаблонным и шаблонным методами. Выбор метода зависит от затесненности помещений и серийности постройки судов.

При бесшаблонном методе трассу будущего трубопровода представляют эскизами труб в конструкторско-технологических картах и записями в карточках. Эскизы труб составляют непосредственно по масштабному макету, сборочно-монтажному чертежу с координатами трасс или совмещенному монтажному чертежу. Количество размеров на эскизе должно быть достаточным для расчета программы гибки либо изготовления гибочного шаблона по разметке с плаза. При этом обеспечивается окончательное изготовление магистральных труб без пригоночных операций на судне.

В малонасыщенных помещениях при серийной постройке судов трассу фиксируют, записывая размеры и координаты труб. Трассировку трубопроводов на судах единичной постройки и длину забойных труб серийных судов определяют при помощи шаблонов по месту.

Изготовление шаблонов — наиболее трудоемкий метод фиксирования оси будущего трубопровода на месте, связанный со значительными погрешностями, и его следует избегать. В случае необходимости для серийных судов шаблоны целесообразно снимать одновременно для всех труб нескольких рядом расположенных трубопроводов с фиксированием по месту присоединительных деталей арматуры. Шаблоны, изготовленные для головного судна, позволяют составить карточки и для последующих судов серии пользоваться бесшаблонным методом.

Для отработки трассы трубопроводов и согласования расположения механизмов, электрооборудования и другого насыщения применяют объемно-макетное проектирование машинных, насосных и других насыщенных помещений судна. Процесс объемно-макетного проектирования (рис. 8.8) включает: