Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 314

Пазы трапецеидальной формы во втулках обрабатывают с шероховатостью Rz =20, допускаемое отклонение ширины паза Я12, глубины — Я 12 для неразъемных и ± ITl 2/2 для разъемных подшипников; допускаемое отклонение от заданного угла ± 0,15 °.

Плоскости разъема втулок, состоящих из двух половин, обрабатывают с шероховатостью не выше Rz =20 мкм. При проверке плотности стыка- на краску расположение пятен должно быть равномерным, при этом на площадке размером 25 х 25 мм должно быть не менее двух пятен.

Внутренний диаметр неразъемных подшипников с вкладышами из бакаута, ДСП, текстолита или капролона растачивают с допускаемым отклонением от + 0,4 до + 0,6 мм в зависимости от диаметра, разъемных подшипников — с отклонением + 0,3 мм. При этом овальность и конусообразность отверстия не должны превышать отклонения размера диаметра Я9; шероховатость расточенного отверстия должна быть Ra <2,5 мкм. Центр расточки смещают вверх на величину, равную половине водяного зазора, для обеспечения совпадения оси гребного вала с осью валопровода.

6.4.3. Материалы и заготовки

Для изготовления втулок дейдвудных подшипников, работающих в морской воде, используют коррозионно-стойкие материалы: латуни ЛЦ40Мц1,5, ЛЦ40МцЗЖ, ЛЦ16К4, бронзы БрА9Мц2Л, Бр010Ц2 и ряд других латуней и бронз.

Втулки подшипников, работающие в масляной среде, выполняют литыми обычно из чугуна СЧ 18—36, реже из стали 25Л. Использование чугуна предпочтительнее, поскольку он имеет лучшие по сравнению со сталью антифрикционные свойства и в аварийных случаях — при выплавке баббита — гребной вал может работать по чугуну. Кроме того, сцепление баббита с чугуном после его деграфитизации значительно лучше, чем со сталью.

В качестве антифрикционного материала для вкладышей неметаллических подшипников применяют бакаут, текстолит, резину, ДСП, полиамиды; для металлических подшипников — баббит. Характеристики неметаллических материалов приведены в табл. 6А.