Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 304

где E - модуль упругости стали - материала вала и полумуфты, Па; C1, C1 — коэффициенты жесткости вала и полумуфты, зависящие от соотношения между наружными диаметрами насаживаемой детали, вала и диаметрами их отверстий,

Здесь d — диаметр расточки вала, м; Dn — наружный диаметр полумуфты в среднем по длине сечении, м; M = 0,3 — коэффициент Пуассона для стали.

При напрессовке конической полумуфты контролируют индикатором 1 (см. рис. 6.23) ее осейое Перемещение 5ос=5а/к (к— конусность, обычно £^1:15). Отсчет осевого перемещения начинают после установки конической полумуфты в начальное положение осевым усилием Q о , Н, определяемым по формуле

где q0 — контактное давление на сопрягаемых конических поверхностях при установке полумуфты В начальное положение, Q0 =1,5 • IO6 Па; /о — коэффициент трения при установке полумуфты в начальное положение, /о =0,07 в случае стальных полумуфты и вала.

После перемещения полумуфты по конусу вала на расчетную величину снимают давление маСла, подаваемого на сопрягаемые поверхности, а через 10—15 мйн снимают давление масла в домкрате. Выдержка 10-15 мин необходима для стекания масла с поверхности сопряжений. Для облегчения дросселирования следует применять масло низкой вязкости.

После демонтажа индикатора, маслопроводов и домкрата на резьбовой хвостовик вала устанавливают концевую гайку.

Для разборки соединения концевую гайку отворачивают на 5—10 мм, на поверхность сопряжения подают масло под давлением. Масляная прослойка между сопрягаемыми поверхностями значительно снижает силы трения, и ПоД действием осевой составляющей сил давления полумуфта сходит с вала.

Подача масЛі'ПоД давлением на сопрягаемые поверхности при сборке и разборке создает напряжения в материале деталей соединения, причем наибольшие приведенные напряжения возникают на поверхностях отверстий полого вала и полумуфты. Давление масла при сборке и разборке соединения не должно быть больше максимально допустимого расчетного значения, превышение которого вызывает в материале полумуфты и полого вала пластические деформации.