Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 412

Наиболее распространенные материалы для изоляции холодных труб — войлок и пеньковый шнур. Выбор материала и конструкции изоляции горячих трубопроводов зависит от размеров труб и температуры рабочей среды. Так, ньювель и совепит применяют при температуре среды не выше 375 °С, асбестовые материалы (асбестовый шнур, асбо- к-артон, асболента, асботкань) — при температуре до 400° С, стекло войлок и другие стекломатериалы — при температуре 450°С; термаль или алюминиевую фольгу — при температуре 500 °С; минеральную вату, зонолит и вермикулит — при температуре 600-800 ° С.

Изоляция должна иметь минимальную массу и низкий коэффициент теплопроводности. Эти свойства в большей степени присущи стекломате- риалам и термали. Однако стеклоткани и стекловата при разрезании и сшивании выделяют мельчайшие частицы стекла, которые попадают в дыхательные органы и поры кожи, что требует предосторожности при работе. Термаль применяют толщиной 0,10 мм в мятом виде или гладкими листами при многослойной изоляции.

Изоляция — последняя трудоемкая операция монтажа трубопроводов, которую стремятся перенести в цех и механизировать. Так, из сове- лита и вермикулита изготовляют скорлупы, которые закрепляют на трубах до монтажа на судне. Для повышения прочности скорлупы покрывают магнезиальным цементом.

8.8. повышение долговечности трубопроводов

Основной причиной отказов труб служат коррозионные разрушения. Широко распространена язвенная коррозия, которая превышает скорость общей коррозии стальных труб в 10—15 раз и труб из медных сплавов в 20—25 раз. Наиболее часты разрушения трубопроводов охлаждения забортной водой, противопожарных, паровых и других. В особенно тяжелых условиях находятся системы танкеров — грузовая, обогрева груза и зачистная, трубы которых подвергаются переменному воздействию нефтепродуктов и морской воды, а при очистке — горячей морской воды и моющего раствора.