Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 318

6.4.4. Изготовление подшипников

Изготовление втулок неразъемных дейдвудных подшипников не Представляет большой трудности, технология их обработки аналогична технологии обработки дейдвудных труб. При этом лишь следует помнить, что окончательную обработку наружных посадочных поясков неразъемных и разъемных втулок выполняют после набора вкладышей и их растачивания (если оно производится) по замерам, снятым с посадочных мест в дейдвудной трубе или кронштейне.

Разъемные втулки изготовляют из цельной отливки, которую после предварительной обработки разрезают на две половины с уклоном в сторону кормы 1—3 мм на всей длине. После припиловки и пригонки плоскостей разъема полувтулки собирают с помощью специальных хомутов и окончательно обрабатывают поверхности, не обтачивая посадочные наружные пояски. Пазы на внутренней поверхности втулки выполняют по разметке или с помощью делительного приспособления в каждой.полувтулке отдельно на строгальном, вертикально-фрезерном или расточном станке. Использование при этом фасонных торцевых фрез значительно снижает трудоемкость обработки, пригонки и контроля пазов.

Технология изготовления вкладышей из бакаута, текстолита, ДСП и сборка этих подшипников имеет много общего.

Вкладыши из бакаута. Вкладыши набирают из отдельных планок, которые вырезают из кряжей древесины (рис. 6.32) и обрабатывают в деревообрабатывающих цехах. Размеры планок вкладышей и их количество в подшипнике определены отраслевым стандартом. В нижней половине втулки планки располагающ торцом к облицовке вала (торцевое расположение волокон) , в верхней в целях экономии бакаута допускается набор из продольных планок, т. е. волокна древесины располагаются вдоль оси вала. Перед набором вкладышей планки вымачивают в воде в течение 72—75 ч при температуре 16—20 °С.