Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 72

— картерная смазка, двигатель с искровым зажиганием 270...400;

— картерная смазка, дизельный двигатель 20...30;

—двигатель с искровым зажиганием, работающий на топливной смеси 0,2...0,4.

При смене масла высококвалифицированным механиком в хорошо оборудованном гараже только очень небольшое количество масла попадает в окружающую среду. Однако 10...15% от всех замен масла проводятся любителями, которые, игнорируя предупреждения, помещают масло в бытовые отходы, сливают в сточные воды или просто выливают.

Отходы отработанного масла имеют тенденцию накапливаться, что видно в местах стоянок, гаражах и на центральных участках высокоскоростных дорог, особенно когда на дороге есть уклон. При выпадении осадков ПАУ, содержащиеся в масле, достигают сточных труб, попадают в реки, озера, оседают в донных отложениях. Очень часто отработанное масло у любителей просто не принимается, что вынуждает последних избавляться от него любыми путями.

Очень опасно использовать отработанное картерное масло для цепных пил. Мутагенность топливной смеси, состоящей из 1 л. картерного масла и 2...3 л топлива, на 4 порядка выше, чем выхлопной эмиссии двигателей цепных пил [29].

Применение топливной смеси должно быть рассмотрено при конструировании новых двигателей внутреннего сгорания, а также тех двигателей, которые традиционно до сих пор оборудованы картерной смазкой. Этот вопрос должен встать перед правительствами промышленных стран, заботящихся об экологии [29].

Канцерогенные вещества при износе деталей тормозов. Асбест в течение многих лет являлся одним из главных компонентов фрикционных материалов. Он обладает рядом уникальных свойств: большая механическая прочность, высокий коэффициент трения, низкая тепло- и электропроводность, химическая стойкость, доступность в цене и др.