Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 23

плохая приработка деталей после ремонта, отсутствие современных испытательных стендов, приборов, контролирующих процесс приработки, загрязненность абразивами смазочных и гидравлических систем;

недостаточная специализация производства на ремонтных предприятиях по сравнению с ее уровнем на заводах серийной продукции, что не позволяет разрабатывать и реализовывать наиболее рациональные технологические процессы, недочеты в этом вопросе проявляются, в первую очередь, в малом сроке службы деталей.

В настоящее время автомобильные двигатели ремонтируют многие предприятия различных министерств и ведомств. Многие из них — мелкие, универсальные мастерские с преобладанием ручного труда. Указан- ные причины приводят к тому, что ресурс двигателя на 20. ..30% выраба- тывается за первые часы его работы.

Указанные факторы, снижающие ресурс двигателей после ремонта, известны и устраняются. Но это очень длительная, кропотливая и трудоемкая работа, требующая многих лет. Считая это направление правильным и необходимым, не следует забывать принципиально новые пути, которые позволяют повысить ресурс двигателей после ремонта (см. 2-ю часть книги).

Интересны данные по распределению объема трудовых затрат на весь срок службы автомобиля: на изготовление — 1,4%, на техническое обслуживание — 45,4% на текущий ремонт — 46%, на капитальный ремонт —7,2 %.

Большие материальные потери народное хозяйство терпит от повышенного трения в узлах машин. Известно, что больше половины топлива, потребляемого автомобилями, тепловозами и другими видами транспорта, расходуется на преодоление сопротивления, создаваемого трением в подвижных сочленениях. В текстильном производстве на преодоление сопротивления трения затрачивается около 80 % потребляемой энергии. Низкие КПД многих машин обусловлены, главным образом, большими потерями на трение. Так, КПД глобоидного редуктора, устанавливаемого в лифтах, металлорежущем оборудовании, шахтных подъемниках и др., в приработанном состоянии составляет только 0,65...0,70, а в такой распространенной паре, как винт — гайка, всего лишь 0,25.