Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 57

Эффективность смазочной системы зависит от ее конструктивного совершенства и качества смазочного материала [1]. Пока нет четких рекомендаций по дозировке и длительности подачи смазочных материалов в конкретные узлы трения машины. При переводе трущихся деталей машин в режим ИП необходимо создавать принципиально новые смазочные системы, которые бы обеспечили автоматическое регулирование параметров работы системы в зависимости от режима работы машины, т. е. необходимо разрабатывать адаптированные смазочные системы, предупреждающие износ трущихся деталей машин и снижающие потери на трение.

Более всего нуждается в смазочных системах станкостроительная, автомобильная и тяжелая промышленность.

Увеличение выпуска смазочных систем должно сопровождаться повышением их эффективности, что требует проведения научно-исследовательских разработок по конструктивному и технологическому совершенствованию производства основных узлов систем, создания поточных линий, улучшения планирования и использования экономических стимулов повышения производительности труда.

При этом большое внимание следует уделять использованию современных достижений триботехники. Смазочные системы должны обеспечивать режим ИП в узлах трения в такой степени, чтобы последние за весь период работы машины не выходили из полей допусков размера деталей узлов и потребляли минимум энергии на преодоление трения.

Смазочные системы должны использоваться в ряде машин. Среди них металлорежущие станки и кузнечно-прессовые машины, крупные приводные компрессоры, текстильные машины и станки, башенные краны и лифты, экскаваторы, бульдозеры, автогрейдеры, тракторы, магистральные локомотивы, грузовые автомобили и автобусы, комбайны и другие сельскохозяйственные машины. По экспертной оценке специалистов (проектантов машин, разработчиков смазочного оборудования, эксплуатационников) оснащению смазочными системами и многоотводными насосами, обеспечивающими точность и своевременность подачи смазочных материалов, подлежит до 85% перечисленных выше машин и оборудования (около 2,5 млн единиц).