Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 71

После распада СССР такие цифры для России не поддаются учету, однако рассматриваемая проблема в силу ряда причин для России, по нашему мнению, еще более значительна.

В настоящее время существуют полностью разлагаемые масла для топливной смеси и стандартизован метод Европейского координационного совета по разработке методов испытаний (CEC-L-33T-82) для оценки и сравнения степени разложения их под действием бактерий, а также параметры, которые можно измерять и контролировать.

Наибольшую опасность для окружающей среды представляют моющие присадки к маслам, что вызывает увеличение количества загрязняющих примесей и накопление их в масле при картерной смазке. Среди этих загрязнений - полициклические ароматические углеводороды (ПАУ) с сильно выраженными канцерогенными свойствами.

При картерной смазке в используемом масле обнаружено около 140 различных ПАУ. Они присутствуют и в свежем масле, но в гораздо меньших количествах. ПАУ образуются в основном из топлива и в процессе сгорания. При низкой концентрации ПАУ в топливе их концентрация в масле также очень мала [29].

Концентрация бензопирена в смазочном масле при картерной смазке двигателей с принудительным зажиганием для пассажирских автомобилей возрастает со скоростью примерно в 10 раз большей, чем для дизельных двигателей. Для грузовых автомобилей и автобусов никакого увеличения концентрации ПАУ в смазочном масле не обнаружено.

Попадание масла в окружающую среду при картерной смазке происходит непосредственно с выхлопом, с твердыми частицами в выхлопных газах, путем утечки и при смене масла. По мере износа поршневых колец и цилиндров все большее количество масла попадает в окружающую среду с выхлопом.

Результаты исследований показывают, что концентрация (мг/км) канцерогенных ПАУ с 4...7 кольцами в масле двигателей внутреннего сгорания составляет: