Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 73

В последние годы сначала в США, а затем в западной Европе резко усилилась кампания, направленная на повсеместный запрет асбеста и замену его искусственными минеральными волокнами. В России ведутся работы по поиску заменителей асбеста в составе тормозных изделий. Для наиболее нагруженных тормозов самолетов применяются углеродные материалы. Проводятся исследования по определению допустимого содержания асбеста в тормозных деталях [12, 19].

Помимо асбеста для улучшения трибологических показателей фрикционных тормозов в композициях для изготовления тормозных накладок применяется ряд добавок как сульфиды, например дисульфид молибдена, дисульфид титана, сульфид свинца, сульфид сурьмы и сульфид олова [42].

Разложение этих сульфидов металлов преимущественно происходит при температурах ниже 500°С. Однако обнаружено, что при тяжелых условиях торможения температура поверхности тормозных дисков превышает 800°С. Некоторые сульфиды металлов при этом разрушаются с образованием оксидов металлов. Например, дисульфид титана при разложении образует на рабочих поверхностях тормоза слой из двуокиси титана. Этот слой обладает очень высокой износостойкостью и предохраняет металлический основной материал от сильного износа (возможно от проникновения диффузионно-способного водорода). Таким же образом действует и дисульфид сурьмы. При разложении дисульфида олова образуется металлическое олово и вместе с другими металлами с низкой точкой плавления, например с цинком и медью, образуют на поверхности тормозных дисков припаянное покрытие из сплавов. Благодаря такому сплаву значительно улучшается распределение тепла по поверхности, повышается износостойкость тормозных дисков и снижается образование трещин на поверхности дисков. Однако трисульфидсурьмы и оксид свинца признаны токсичными веществами, и поэтому возникла необходимость исключить эти сульфиды металлов из современных композиций для изготовления тормозных накладок [42].